Вход на сайт

4 типа игровых удовольствий для бизнеса

Fun – это состояние радости и счастья, которое испытывает человек во время игры. Источником этого состояния могут быть очень разные эмоции. Например, один игрок будет счастлив от того, что он получает возможность общаться со своими единомышленниками, второй – от преодоления сложного препятствия, третий – от того, что повысил свой уровень знаний и перешел на другой уровень сложности, а четвертый – от сделанного в игре открытия. Несмотря на столь разные причины, все они испытывают удовольствие от игры, ловят Fun.

Чтобы подробнее разобраться в том, что же приносит людям удовольствие от участия в играх, воспользуемся классификацией, которую применяют разработчики компьютерных игр и гейм-дизайнеры. Согласно данной классификации, во время игры человек может переживать четыре типа эмоций и ощущений:

  •  Hard – тяжелый Fun
  •  Easy – легкий Fun
  •  Social – социальный Fun
  •  Serious – серьезный Fun

Отличаются они друг от друга тем, что для каждого типа характерны свои действия, которые, в свою очередь, и вызывают определенные эмоции.
Несмотря на то, что эта типология зародилась в мире компьютерных игр и долгое время относилась исключительно к нему, сегодня мы спокойно можем перенести ее и в сферу реальной экономики, особенно если речь идет о разработке и внедрении игровых подходов в бизнес-процессы. Важно помнить, что геймифицированные решения будут работать лишь в том случае, если они в состоянии вызывать у сотрудников конкретные эмоции.
Идеальный вариант для компании  –разработать такую систему, которая позволяет работникам испытывать все че-тыре типа Fun. Но, как показывает зару-бежный и российский опыт, предпрития все-таки сосредотачивают свои усилия на внедрении игровых решений, основанных на каком-то одном типе.
Итак, давайте подробнее разберем ха- рактеристики типов Fun и остановимся на конкретных бизнес-примерах.

Таблица 1. Hard, или тяжелый Fun

 

 

 

 

 

 

Пожалуй, это единственный тип игрового удовольствия, крайне редко при-меняемый в бизнесе. Согласитесь, это слишком жестко, если не сказать жестоко – доводить сотрудников своей компании до состояния фрустрации, чтобы потом, после выполнения сложнейших заданий,  они испытали не просто состояние полного удовлетворения, а настоящий триумф.

Таблица 2. Easy, или легкий Fun

 

 

 

 

 

 

Чтобы в полной мере понять, какие ощущения могут испытывать люди, ловящие тяжелый Fun, представьте себе бойца элитного спецподразделения, преодолевающего препятствия на право ношения крапового берета. Там, как правило, проходят «огонь, воду и медные трубы».

В основе этого типа игрового удовольствия лежит желание человека узнавать что-то новое, таинственное и необычное. Игровые решения, опирающиеся на Easy Fun, дают возможность игрокам экспериментировать, творить и делать забавные вещи.
Например, сеть отелей Mariott, благодаря разработанной онлайн-игре, решила вопрос с набором персонала. Открывая большое количество отелей по всему миру, компании необходимо было найти значительное количество компетентных сотрудников.
Для решения этой непростой, но очень актуальной для многих компаний задачи была разработана игра по типу The Sims. В первую очередь она нацелена на молодежь, то самое поколение Y. Молодые люди становятся управляющими ресторана в гостинице и шаг за шагом постигают все тонкости гостиничного и ресторанного бизнеса. В результате Mariott полностью укомплектовали свой штат квалифицированными сотрудниками и продвинули бренд   компании среди молодежи, сделав его более привлекательным для Игреков.
Еще один показательный пример – виртуальный квест-тур, который был разработан службой персонала «Газпром нефть» вместе с фирмой Action Learning. Для того чтобы молодые специалисты быстрее адаптировались в компании, знакомились с основными подразделениями холдинга и ориентировались в специфике бизнеса, им предлагают совершить путешествие.
Новички виртуально совершают экскурсии по Корпоративному центру, заглядывают на нефтеперерабатывающие заводы и АЗС, выезжают на нефтяные месторождения. И параллельно выполняют занимательные задания, что позволяет лучше запоминать новую информацию. Так компания не только в оптимальные сроки решает вопросы адаптации персонала, но и прививает молодым специалистам корпоративные ценности.

Таблица 3. Social, или социальный Fun

 

 

 

 

 

 

Для приверженцев этого типа Fun самое главное – общение. Совместные действия, смех, соревнования – вот их комфортная среда обитания. Российский проект «Пряники» в полной мере демонстрирует особенности применения социального Fun в корпоративной системе управления. Все взаимодействие между сотрудниками компании выстраивается на основе системы рейтингов, а баллы  – «пряники» начисляются за множество различных индивидуальных и коллективных показателей: оказание помощи и поддержки, генерирование идей, выражение симпатий и антипатий и т. д.

Таблица 4. Serious, или серьезный Fun

 

 

 

 

 

Опираясь на полученные рейтинги, руководство может составлять различные программы нематериальной мотивации, признания, вовлечения и лояльности сотрудников.

Использовала социальный Fun и ижевская строительная компания «Талан». В процессе возведения в Перми многофункционального жилищного комплекса она подключила будущих жильцов к выбору дизайн-проектов объектов, отделки внутренних помещений, наполнению детских площадок и определению марок лифтов, которые будут установлены в подъездах. Для этого на своих страницах в социальных сетях компания запустила обсуждение и голосование за лучшие варианты. Таким образом, «Талан» уже на фазе строительства знакомит будущих жильцов друг с другом, приучает их к совместному решению общих вопросов и формирует имидж открытой компании.
Игроков, которые предпочитают получать серьезный Fun, можно охарактеризовать как людей, стремящихся развиваться лично и быть нужными окружающим. Многие компании уже серьезно озабочены вопросами сохранения здоровья своих сотрудников. И абонементами в фитнес-центры и пропагандой здорового питания уже никого не удивишь.
Компания Aetna пошла дальше и разработала для своих сотрудников игру Mindbloo. Каждому работнику компании предлагается выращивать «дерево жизни», ветки которого отвечают за здоровье, продвижение по карьерной лестнице, креативное мышление, личные отношения, финансовое благополучие и духовную жизнь.
Чтобы добиться успеха в игре, сотрудник должен составить план улучшения своей жизни, состоящий из 500 простых действий. К примеру, не пить Coca-Cola, а вместо нее употреблять простую воду, подниматься пешком по лестницам и не пользоваться лифтом, ежедневно делать влажную уборку в своей комнате и говорить людям «спасибо».
Соблюдая составленный план, сотрудники компании начинают вести более здоровую и сбалансированную жизнь.
Компания «Северсталь» тоже решила использовать серьезный Fun для решения своих бизнес-задач. Когда возникла необходимость внедрить на предприятии принципы бережливого производства, то был разработан специальный курс.
Электронная игра позволяет работникам предприятия изучить главные принципы бережливого производства. Выполняя задания, сотрудники тут же определяют, какие из принципов, где и в каком объеме можно использовать на действующем производстве, а также рассчитать возможный положительный эффект. В зависимости от того, насколько работники успешно проходят обучение, принимаются соответствующие кадровые решения.

Итак, мы рассмотрели четыре типа Fun. Еще раз хочу подчеркнуть, что если вы заинтересованы во внедрении геймификации в свои бизнес-процессы, основательно подумайте, какие из типов удовольствий смогут получать ваши сотрудники – игроки, и учитывайте это при разработке игровых решений.

 

Предложить тему статьи

Мы в социальных сетях