Вход на сайт

Коммерческая тайна

С точки зрения законодателя, коммерческая тайна регламентируется Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Российское законодательство регламентирует более 20 видов различных тайн. Разберемся, какая информация может быть отнесена к коммерческой тайне, а какая – нет и что нужно сделать для того, чтобы информация получила режим коммерческой тайны.

Коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Под коммерческой тайной могут пониматься сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные), в том числе и сведения о результатах интеллектуальной деятельности, например: финансовая информация, используемые процессы, приемы или ноу-хау, клиентская база, инновации, информацию о которых обладатель предпочитает не разглашать.

Режим коммерческой тайны не может быть применен к физическим лицам, так как в отношении физических лиц действует Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Издать приказ о коммерческой тайне – еще не значит ввести режим коммерческой тайны! А ведь такое случается, когда руководитель то ли желает произвести впечатление на своих сотрудников, то ли преследует какую-то другую, только ему одному понятную цель. На практике сталкиваешься с еще более глупыми вещами – руководитель (представитель) организации говорит: «Эта информация является коммерческой тайной нашей организации». На просьбу показать приказ и положение о коммерческой тайне, официально принятые в организации, разводят руками, так как только лишь слышали о том, что есть такое понятие «коммерческая тайна», а что это на самом деле – понятия не имеют.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне» вы можете отнести к сведениям, составляющим коммерческую тайну, любую информацию за исключением сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, а именно:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Как ввести режим коммерческой тайны?

1. Издать «Положения о коммерческой тайне».

В положении обязательно должно быть указано следующее:

  • перечень информации, составляющей коммерческую тайну организации;
  • перечень информации, которая не относится к коммерческой тайне организации; 
  • режим коммерческой тайны организации, который включает в себя комплекс проводимых мероприятий в соответствии с режимом коммерческой тайны.

2. Положение вводится в действие на основании приказа руководителя организации.

3. С каждым сотрудником должно быть заключено NDA (Non-disclosure agreement) Соглашение о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну организации.

4. Утвердить список работников, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну организации.

5. К каждому договору с контрагентом также заключать дополнительное NDA «Соглашение о конфиденциальности».

Только после всех выше обозначенных процедур можно будет сказать, что режим коммерческой тайны у вас в организации введен.

Ответственность за нарушения режима коммерческой тайны предусмотрена ст. 183 УК РФ. Также помните о том, что бремя доказывания того, что информация является коммерческой тайной вашей организации, лежит в первую очередь на вас самих. По своей практике могу судить, что доказать факт отнесения информации к коммерческой тайне – очень трудная задача, но вполне выполнимая.

Предложить тему статьи

Также по теме:

    Мы в социальных сетях