Вход на сайт

Семинар коучингу рознь (продолжение)

В прошлом номере журнала мы с вами рассматривали, какие бизнес-тренеры будут максимально полезны для ваших целей. Ведь соотношение «цена – качество» на рынке бизнес-образования, как и на любом другом рынке, играет не последнюю роль. Сегодня мы будем выбирать форму обучения. Так какое же обучающее мероприятие заказать для получения оптимального результата?

 

Лекция

Лекции обычно практикуются либо при изложении нового, довольно объемного и достаточно сложного материала, либо для углубления и систематизации уже имеющихся знаний у слушателей.

Основные требования к проведению лекции: дать современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме, вызывать необходимый интерес, дать направление для самостоятельной работы. Лекция излагается четким и ясным языком, содержит разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий, имеет строгую и лаконичную структуру: вступление, раскрытие темы и заключение.

Вступление определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чем заключается предмет лекции, актуальность информации и основная идея.

Раскрытие темы – основная часть лекции, в которой реализуется содержание темы, ставятся все ключевые вопросы, приводится система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обосновано и доказано, проиллюстрировано примерами, приводимые формулировки и определения должны быть четкими и понятными.

Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции. В нем могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов и содержаться дополнительная мотивация для применения полученных знаний на практике.

Продолжительность лекции обычно 1-2 часа.

 

Семинар

Форма коллективного, публичного обсуждения информации для формирования в рабочем порядке компетенций участников в объеме новых знаний, а также оптимизации методов взаимодействия, при которой участники обсуждают тему семинара под руководством бизнес-тренера. Бизнес-тренер в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, которая должна быть актуальной и востребованной.

Цель обсуждения – закрепление материала, заявленного в теме семинара. Сейчас получили распространение бизнес-семинары, на которых несколько человек читают лекции одной направленности либо один бизнес-тренер читает несколько взаимосвязанных по тематике лекций.

Интерактивный семинар подразумевает диалоговую структуру общения бизнес-тренера с участниками, использование демонстрации некоторых техник по теме семинара, получение обратной связи. Вообще любой семинар предполагает интерактивность.

 

Тренинг

Форма активного обучения, направленная на развитие умений и навыков, социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат – это не столько получение новой информации, сколько применение имеющихся знаний на практике. На тренинге используются следующие формы работы: мини-лекции, деловые, ролевые игры, кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация, телесные техники, парная и индивидуальная работа.

Можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений: навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж, позитивного мышления, бесконфликтного общения, публичного выступления, наработки качества личности.

Психотерапевтический тренинг направлен на изменение в сознании. Изменение способа, которым человек создает поле реальности, изменение стереотипного способа поведения.

Социально-психологический тренинг занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков, на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность – корпоративный тренинг) – развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. К бизнес-тренингам, как правило, относят тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, командообразования, тайм-менеджмента, тренинги по внедрению корпоративной культуры, по управлению финансами. Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами.

Бизнес-мастерская – новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие – участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта.

Профессиональный бизнес-тренер обычно использует посттренинговое сопровождение – это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.

Посттренинг может проводиться в формате семинара, повторения фрагментов тренинга, наставничества, электронной переписки с тренером, или внедрением дистанционного курса.

Оптимальное количество участников на тренинге – 12–15 человек. Продолжительность тренинга обычно два дня по 8 часов. Сейчас достаточно часто проводятся однодневные тренинги.

 

Тренинг-семинар

Лекционный материал с использованием элементов тренинговых упражнений и техник для закрепления на практике новой информации и получения первого позитивного опыта, а также новые знания, полученные на основе выполнения тренинговых техник, и их обсуждение с участниками. Обычно используется для больших групп участников.

 

Мастер-класс

Формат все шире используется в образовательном процессе как оригинальный метод обучения – урок, даваемый мастером – экспертом в данном виде деятельности. Процесс становления эксперта является достаточно длительным. Установлено, что требуется не менее 10 лет, чтобы при благоприятных условиях стать экспертом в какой-либо области профессиональной деятельности.

Мастер-класс дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает других; обычно проводится признанным экспертом, имеющим значительные достижения, собственные труды, последователей, школу. Сегодня это один из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства.

Методика проведения мастер-классов основывается как на педагогической интуиции учителя, так и на восприимчивости ученика. Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «учитель – ученик» являются совершенно оправданными.

В последнее время у бизнес-тренеров стало популярным проведение мастер-классов. В этом смысле мастер-класс становится самопрезентацией бизнес-тренера, показывающей его навыки работы с аудиторией, владение темой, умение отвечать на вопросы и применять обучающие методики. На таких мастер-классах важнее не то, что говорит мастер, сколько то, как он это умеет делать. Обычно мастер-классы посещают для повышения своего профессионализма в конкретном вопросе либо чтобы выбрать бизнес-тренера для углубленного, систематического обучения.

 

Коучинг

Цикл сессий, включающих процесс взаимодействия коуча и участника, призванных решить конкретную управленческую или психологическую задачу силами самого участника. Коучинг – это искусство создания среды, которая помогает человеку осознать проблему и пути ее решения максимально эффективным способом.

Коучинг – это не совсем обучение, это умение подвести человека к самостоятельным выводам, поскольку коуч никогда не дает советов, готовых решений, технологий или инструментов. Коуч не учит своего клиента тому, как что-либо делать. Он создает условия, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразные действия и сам наметил основные этапы достижения цели.

По области применения различают карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг.

Карьерный коучинг включает в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями фирмы и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения). Сессия может длиться от 1 до 3 часов, минимальный цикл сессий обычно 4.

 

В следующем номере мы закончим рассматривать виды образовательных форм и научимся их правильно выбирать. До новых встреч!   

     

Предложить тему статьи

Мы в социальных сетях