Вход на сайт

«Шеф, что делать?», или постановка задач и поощрение подчиненных

Менеджмент – это искусство достижения целей в условиях ограниченности ресурсов.

Терри Гибсон


Случалось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда задачу подчиненным вы вроде бы и поставили, а выполнять ее никто не торопится или если и торопится, то совсем не так, не тем способом, не теми ресурсами, на которые вы рассчитывали? Начинаете их материально мотивировать, чтобы лучше работали, и получаете прямо противоположное? «Шеф, что делать?!»

В этой статье я предлагаю начать наш с вами разговор с определения понятия «целеполагание». Для того чтобы эффективно организовать действия по постановке целей, необходимо:

  •  понимать психологическую значимость целей и целеполагания;
  •  знать и уметь формулировать основные виды и типы целей (по качеству и по срокам);
  •  знать и использовать основные правила постановки целей перед подчиненными;
  •  уметь планировать собственные действия и время, обучая этому подчиненных.

Деятельность без цели невозможна, и поэтому умение наилучшим образом поставить ее перед подчиненными – основа управления их деятельностью.

Скажу вам честно, существует множество размышлений бизнес-гуру о том, что такое «цели» и какими они должны быть; ради чего человек работает, почему он, чаще всего, хочет материальных благ? Почему нужно ставить перед собой цели, несмотря ни на что? Добавлю, цели нужно не просто ставить, а еще и уметь грамотно их формулировать.

Давайте выберем из этого потока самое необходимое.

Цель должна быть сформулирована как задача. То есть вместо «Стать лучшим отделом» – «Побить рекорд продаж компании за март месяц». Но и этого мало! Цель должна быть конкретной – «Побить рекорд продаж компании в 1,5 раза за март месяц» или же «на 5 %».


Не может управлять другими тот, кто не в состоянии управлять самим собой.

Английская поговорка


Если ставится цель в спорте, то она должна быть не расплывчатой, а четкой, например: «Научиться отжиматься 50 раз». При этом она должна быть реально достижимой! 

Также необходимо ставить сроки выполнения. Четкие сроки дисциплинируют и мобилизуют всех, включая руководителя.

Цель можно и нужно разбить на этапы, каждый из которых легче выполнить поодиночке, что даст эффект эмоционального облегчения.

Также необходимо задать сотрудникам некие нормативы, по выполнению которых вы будете понимать, что на своем участке подчиненный справился с задачей на данном этапе.

Что очень важно, необходимо согласовать выполнение глобальной цели со всеми работниками, чтобы каждый четко понимал свою конкретную задачу и взаимодействие с другими сотрудниками. «Расписать» выполнение задач, отобразить все подробно и понятно в графическом виде должен руководитель.

Необходимо создать систему. Как известно, прочность и эффективность любой системы определяется не по прочности и эффективности ее отдельных элементов, а по их взаимодействию. Сильные, но разобщенные эксперты не смогут реализовать весь свой потенциал. Фактически работа руководителя во многом и состоит из согласования, налаживания взаимодействия «организма» – то есть своей команды.

«Халява» не радует

Ученые доказали, если человек достиг цели неожиданно рано и просто, он не получит столько удовольствия, сколько бы получил, пройдя путь, полный сложностей и препятствий. Процесс достижения цели состоит из ее постановки, работы над задачей, достижения определенных высот, момента окончательного достижения и эмоциональной реакции. При нарушении сценария эмоциональная реакция притупляется.

Специалисты из Чикагского университета провели серию из четырех экспериментов. В рамках исследования им удалось обнаружить, что люди, получившие то, что хотели, слишком рано, не испытывают сильных положительных эмоций. Например, если человеку удается поступить в институт или колледж раньше, чем он рассчитывал, выиграть игру заранее, не дожидаясь ее окончания, или получить незаслуженно премию, то удовольствия у него гораздо меньше, чем если бы цель достигалась в запланированные сроки и с запланированными усилиями.

Организм человека хочет ощущать чувство радости в определенное время, и ничего с этим сделать нельзя. Именно поэтому мы не всегда можем испытать позитивные эмоции, достигнув чего-то очень важного. Просто нервная система еще не готова к эмоциональной реакции. Профессор Айелет Фишбах считает позитивные эмоции очень хрупкой субстанцией. Их легко перевести в негативную реакцию. Обратный процесс происходит более затруднительно.


Анекдот:

Если бы вы знали, насколько мне неудобно спать на работе,  то никогда б не говорили, что мне легко работается.

 

 

Предложить тему статьи

Мы в социальных сетях