Вход на сайт

Спецоценка условий труда – глазами бухгалтера

В прошлом номере журнала «Сильные кадры» была поднята тема изменений в документообороте в связи с вступлением 1 января 2014 года в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ. В этом номере мы предлагаем взглянуть на проблему с точки зрения работника бухгалтерии.

Итак, если до 1 января 2014 года организация провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение последующих пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить, подчеркиваем, максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести эту процедуру вне плана придется, если в организации появились новые рабочие места, было получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией, изменениями технологического процесса и другими случаями, предусмотренными ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Кроме того, по собственной инициативе спецоценку условий труда еще до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест можно провести согласно условиям, прописанным в п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ.

Если по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу дополнительных тарифов страховых взносов (см. табл. 1) – пункт 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

 

 

 

 

 

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией  условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % .

Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 4 или 6  %.

Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам, обратите внимание на термин, специальной оценки условий труда (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Таким образом, получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов, так как с  2014 года дополнительные тарифы страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом повысились (см. табл. 2):

 

 

 

 

С 1-го квартала 2014 года детальнее прописана отчетность в Пенсионный фонд РФ с учетом результатов спецоценки условий труда, которые влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов. Так, в утвержденном Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, следует отметить изменения:

1. Новый подраздел 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по дополнительному тарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки, внесен в раздел 2.
2. Графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные дополнительные взносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ), внесены в раздел 4.
3. Графа «Код специальной оценки труда» внесена в подраздел 6.7 раздела 6. В приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР перечислены значения этих кодов.

Что касается данных о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н) для отчетности в Фонд Социального Страхования РФ, которые отражаются в таблице 10, то в связи с введением специальной оценки условий труда в нее внесены уточнения. Начиная с отчетности за I квартал 2014 года «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда  и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме 4-ФСС заполняются и представляются в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС).

И в заключение,  если по результатам проведенной специальной оценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то организации необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80 н.

Данный приказ зарегистрирован Мин-юстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014. А расходы на проведение специальной оценки условий труда можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов – согласно Приказу Минтруда России от 20.02.2014 № 103н, который был зарегистрирован 15 мая и вступил в силу 8 июня текущего года в Минюсте России под № 32284.

 

Предложить тему статьи

Мы в социальных сетях