Вход на сайт

Спецоценка условий труда – время не ждет!

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, но только 8 апреля появилась методика по проведению этой процедуры, учитывающая нововведения. В связи с этим предприятиям и организациям, у которых по истечению 5-летнего периода выпадало очередное проведение спецоценки условий труда, был дан целый год, без жесткой привязки к конкретным срокам, на соответствующие изменения в своем документообороте. Однако с 1 января 2015 годак тем, кто так и не уложился в указанное время, начнут применяться штрафы и другие меры наказания.

До конца текущего года остались считанные дни, и если кто-то надеется по старинке успеть «в последний момент» – им не позавидуешь. По новым нормативам исполнение процедуры занимает значительно больше времени, чем раньше, поэтому, если на вашем предприятии тре- буется, но еще не проведена специ-альная оценка условий труда, к ней надо приступать как можно быстрее.

С 1 января 2015 года могут быть применены штрафные санкции, описанные в п. 3 ст. 11 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 421-ФЗ. В соответствии с этим законом в ч. 2 новой ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не провел ее вообще. Так, согласно перечисленным в статье нормам, должностные и физические лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, могут получить предупреждение либо штраф на сумму от 5 000 до 10 000 рублей. За те же нарушения штрафные санкции для организаций будут на порядок дороже – от 60 000 до 80 000 рублей!

При этом лицам и организациям, не проведшим в требуемые сроки спецоценку условий труда, оправдаться нехваткой времени не удастся  – на изучение изменившихся требований предоставлялся целый год (новая система оценки условий начала действовать с 1 января 2014 года).

Заменив собой все существовавшие ранее процедуры, новая система оценки условий труда на текущий момент представляет собой целый комплекс мероприятий. Во-первых, по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, во-вторых, по оценке уровня их воздействия на работника. По результатам этих мероприятий, в частности, должны быть: обеспечены работники соответствующими средствами индивидуальной и коллективной защиты, установлены предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников, проведены предварительные и периодические медосмотры, установлены дополнительные тарифы взносов в ПФР, рассчитаны скидки (надбавки) к страховому тарифу взносов на «травматизм», подготовлены статистические данные (отчетность) об условиях труда.

При этом специальная оценка проводится в отношении условий труда ВСЕХ сотрудников. Однако все-таки, есть несколько исключений. Так, специальной оценке неподлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона) надомников, дистанционных работников и сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), не являющимися индивидуальными предпринимателями.

По просьбе редакции Геннадий Вахрушев, начальник испытательной лаборатории АНО «Центр повышения квалификации» г. Ижевск» прокомментировал, как можно минимизировать временные и финансовые затраты предприятия на проведение спецоценки труда.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ 

Геннадий Вахрушев, начальник испытательной лаборатории АНО «Центр повышения квалификации», г. Ижевск: 

– Один из путей минимизации затрат – это выявление аналогичных рабочих мест в соответствии с критериями, указанными в ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ. В качестве таких критериев в Законе указаны следующие параметры рабочих мест: расположение в одном и нескольких однотипных помещениях, оснащение одинаковыми системами вентиляции и кондиционирования воздуха, ведение однотипных технологических процессов, использование однотипного оборудования, сырья, материалов, оснащение одинаковыми средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также одинаковые наименования профессий и должностей работников, работающих на этих рабочих местах.

На выявленных в соответствии с требованиями Закона предполагаемых аналогичных рабочих местах допускается проводить исследование не на всех рабочих местах, а на 20 % из числа аналогичных рабочих мест, но не менее 2. Но если в результате исследований выяснилось, что рабочие места не являются аналогичными, например, на одном рабочем месте из числа предполагаемых аналогичных рабочих мест параметры освещенности соответствуют требованиям, а на другом освещения недостаточно, в этом случае исследования нужно проводить на всех предполагаемых аналогичных рабочих местах.

Поэтому необходимо тщательно и внимательно подходить к подготовительной стадии специальной оценки условий труда, на которой и выявляются аналогичные рабочие места путем осмотра и анализа рабочих мест, изучения технологической и эксплуатационной документации и документации по охране труда.

АНО «Центр повышения квалификации», г. Ижевск, Ключевой поселок, 7,
тел./факс: (3412) 65-81-74/90-21-09 

 

Предложить тему статьи

Мы в социальных сетях