Вход на сайт

Зачем вам финансовое планирование?

Словосочетание «финансовое планирование» некоторых очень пугает. Типа: «А чего мне планировать?! У меня доход 30 тысяч. И не евро, а рублей». Или еще «круче»: «Мне моего финансового директора (главного бухгалтера) с его заморочками хватает. Цифры мне какие-то сует! А как с поставщиками рассчитываться, ко мне бежит – дай денег!» Так что же такое финансовое планирование? Что оно дает? Для кого оно? Об этом мы беседуем с Ларисой Лобовой, экспертом «Центральной тренинговой компании», консультантом по управлению финансами.

– Действительно, такие вопросы мне время от времени задают. Но, скорее, так говорят те, кто не очень серьезно относятся к бизнесу. Если же человек серьезно занимается бизнесом, то он знает свою нишу, продукт, конкурентов, последние тренды. Он понимает, какие маркетинговые инструменты работают на этом рынке, а какие – нет, и ищет научный подход к управлению.

Собственнику нужно знать все о своем предприятии. Для успешного ведения дел ему следует быть и профессиональным продавцом, и маркетологом, и рекрутером. Четвертая область, в которой собственник просто обязан чувствовать себя как рыба в воде, – это финансы.

Если он не знает, как контролировать финансы, то ему и бухгалтерия не нужна. Потому что в итоге получится, что контролировать нечего. Потому что владелец будет полным следствием бесконечных оправданий бухгалтеров, почему так нельзя сделать. Он будет следствием проверок налоговых и прочих контрольных органов, которые терзают компанию. И вообще, в таком случае проще закрыть бизнес, устроиться на работу по найму и не мучить себя и своих сотрудников.

Стоит ли заниматься бизнесом, если он едва кормит или даже убыточный? Может быть, его закрыть и начать другой? Либо объединиться с кем-то, либо захватить каких-то конкурентов... То есть, это уже вопросы стратегии.

А стратегия – это тоже планирование: в какую сторону двигаться дальше. У успешных владельцев развито такое чувство, как интуиция. Те, кто серьезно относятся к своему бизнесу, что называется, держат нос по ветру. Они знают тенденции рынка, понимают, что происходит, и лавируют между возникающими ситуациями.

Если отвечать на вопросы, что же такое финансовое планирование и что оно дает, то можно было бы сказать, что это – повышение мировоззрения. Хотя звучит достаточно пафосно. А если проще… Человек, обучившийся финансовому планированию, научится контролировать эту область. Владельцу не нужно выполнять функции главного бухгалтера и копаться в цифрах. Он просто начнет понимать, на какие показатели он должен обратить внимание.

Для кого нужно финансовое планирование? Естественно, для владельцев бизнеса. Но практика показала, что очень хорошо, когда обучение вместе с владельцем проходят еще и финансовые директора, финансовые менеджеры – то есть те люди, которые собирают управленческую отчетность. Если ваш бухгалтер совмещает управленческую и налоговую отчетность, то и его берите с собой. Тогда вы будете со своими помощниками говорить на одном языке.

И очень много случаев, когда именно ваши помощники начинают видеть неоптимальности и пишут для себя программы преобразований – как они из текущего состояния придут к желаемому. И, конечно же, финансовое планирование как процесс – это работа не одного владельца, но и его команды. Потому что у владельцев и так достаточно функций, они и так слишком много взваливают на свои плечи.

– В связи с экономической ситуацией люди ищут «волшебную» таблетку и считают, что ей может стать финансовое планирование. Но ведь в кризис планировать гораздо сложнее, чем на стабильном рынке?

– Согласна, планировать что-либо в кризис уже поздно. Я человек достаточно прямой и люблю говорить о вещах как есть. Когда кризис вас уже настиг, нужно не планировать, а как-то справляться. Нужно смотреть, как затыкать те или иные бреши. Как рефинансироваться, если об этом идет речь.

Может быть, нужно отказаться от некоторых клиентов – тех, что мелкие, а оставить только крупных. В общем, нужно что-то предпринять, что позволит быстро справиться с ситуацией. И только после того, как ситуация взята под контроль, начать планировать, вернуться к стратегии, понять, с кем мы идем и куда мы хотим добраться.

Вообще-то к кризису нужно быть готовым ДО его наступления. Те, кто знают технологию финансового планирования, заранее откладывают что-то в резервы. И у этих бизнесов, конечно же, все хорошо даже в кризис. Тем же, кто оказался не готов, остается только справляться.

– Вы можете научить, как справляться?

– Да, есть конкретные формулы – конкретные шаги, которые нужно предпринимать в той или иной ситуации, чтобы выплыть. Им мы тоже обучаем на семинаре.

– Можете раскрыть секрет самого простого действия?

– Один из самых простых шагов, который точно приведет к оздоровлению ситуации в компании, – укрепление трудовой дисциплины. Я сама уже много лет применяю эту технологию в разных компаниях. Несмотря на кажущуюся простоту, эта рекомендация работает.

Когда владельцы начинают обращать внимание на то, чтобы люди вовремя приходили на работу, чтобы технический перерыв, если он обозначен, был не более 15 минут, чтобы не уходили раньше времени с рабочего места по окончании рабочего дня или на обед. Если один начинает опаздывать, то другие, глядя на него, начинают думать, что и им можно поступать подобным образом. Это такая, я бы сказала, «зараза», которая молниеносно поражает весь коллектив.

Если есть корпоративные правила, то все их должны придерживаться. И это здорово исправляет ситуацию.

– Но есть же творческие коллективы. Что с ними делать?

–Хороший вопрос! Действительно, есть конструкторы, художники, дизайнеры… У них знаете как? Есть вдохновение – работаем, нет – увы! Но в любом случае и их нужно контролировать. Профессионалы, кстати, менее всего подвержены таким «капризам»… Каким бы творческим ни был процесс, но когда основные вещи названы, основная идея уже есть, то технологичные вещи профессионал может делать в любом, даже самом невдохновленном состоянии.

Человек всегда может контролировать сроки и качество. Просто к таким коллективам нужно применять управление по продукту, по конечному результату. Они должны предоставить результат своей работы к конкретному сроку. Это тоже своего рода дисциплина. И даже самый творческий человек способен ее придерживаться.

– А помогает ли финансовое планирование справляться с глобальными кризисами не на отдельно взятом предприятии, а противостоять общемировым тенденциям спада производства? Или с этими тенденциями финансовым планированием не справиться?

– Все зависит от размера бизнеса. Когда мы работаем с клиентами, то мы, в первую очередь, определяем состояние, в котором сейчас находится компания. Состояний может быть только два – платежеспособное или неплатежеспособное. Соответственно, исходя из этого складывается стратегия.

Если компания неплатежеспособная – у нас есть технология, которая вытаскивает бизнес из любой ситуации. Просто надо делать шаги «тупо», как машина, по алгоритму. И компания выберется. Даже несмотря на любые мировые финансовые потрясения. Самая худшая ситуация, которую я знаю, разрешилась за 3 месяца. Здесь самое важное – желание владельца вывести компанию из кризиса, не бросить ее, не продать, а действительно продолжать делать и стремиться к высокому результату. Ну и, конечно же, применять инструменты финансового планирования.

– Собственнику при этом придется считать каждую копейку каждый день?

– Нет, что вы! Считать нужно будет только раз в неделю. Этим и хороша наша система. Достаточно нескольких часов один раз в неделю на подготовку данных, и еще немного времени, чтобы один раз в неделю сделать платежи.

Все остальное время компания может заниматься улучшением своих товаров и услуг, сервиса, пиаром, продвижением, прописыванием инструкций бизнес-процессов. Получается, что собственник уделяет внимание этому вопросу раз в неделю, а потом забывает об этом до следующего раза. Высвобождается масса времени на решение всех остальных вопросов.

– А что сначала: открываем предприятие или планируем его деятельность?

– Шаг номер один – это провести исследование рынка. Основной вопрос при открытии предприятия – кто будет вашим клиентом, кто будет платить вам деньги за ваш продукт или услугу. Если у вас есть четкий ответ на этот вопрос – нет проблем. Тогда можно спрогнозировать доходы и расходы, посмотреть, когда компания окупит затраты на ее создание и начнет приносить прибыль. Но все это делается только ПОСЛЕ того, как вы точно узнаете, кто купит ваши услуги или продукт.

Я сталкивалась со случаями, когда богатые люди сначала тратили 1 млн долларов на маркетинг и исследование рынка, прежде чем решиться сразу 60 млн долларов вкладывать в открытие бизнеса. Они сначала смотрят, исследуют, и только на 100 % удостоверившись в правильности своего выбора, запускают процесс.

– Могут ли руководители понять по балансу реальное положение дел в компании?

– Для финансового менеджмента налоговую отчетность рассматривать никак нельзя. Это будет приводить вас к ложному представлению о реальной финансовой ситуации. Для этого есть другие технологии. Вы знаете, владельцы часто приходят к нам с таким запросом: «У меня в балансе – прибыль! Но где же деньги? Их нет! На счетах ноль. Почему так получается?» Да просто потому, что эту отчетность нельзя использовать для принятия финансовых решений.

Я на семинарах показываю, какую отчетность нужно собирать, чтобы принять правильное решение и не обманывать себя. Например, часто встречается такая проблема: деньги пришли на счет и руководитель, видя, что их «много», начинает тратить, а потом получается, что не хватает на зарплату, на налоги. А нужно было всего лишь очистить доход правильным образом. Этому мы тоже на семинаре обучаем.

– Значит, безвыходных ситуаций не существует?

– Абсолютно верно! И в заключение нашего разговора я хочу пожелать читателям журнала финансового благополучия! Не только собственникам, но и всем, кто помогает строить чужие бизнесы. Потому что эти люди также хотят, чтобы их компании были процветающими.

И еще. Успех – это вещь не случайная. Не бойтесь вкладывать деньги в себя. Это обязательно окупится. Инвестицией № 1 во всем мире и во все времена является вклад в собственное обучение.

Предложить тему статьи

Мы в социальных сетях