Вход на сайт

Дебиторка: хорошая и плохая

Когда вы начинаете вспоминать о дебиторке, т. е. о задолженности клиентов вашего бизнеса, это значит, что вы уже являетесь лицом, «попавшим» на риски неплатежей. Данные риски нельзя исключить полностью независимо от того, как вы ведете свой бизнес, насколько квалифицированы ваши юристы, финансисты и бухгалтеры. Однако долг долгу рознь. Есть долги ликвидные (реальные), которые можно не только взыскать, но и продать, не потеряв при этом много. Есть долги «мертвые». О том, как от них защититься, мой сегодняшний материал.

 

К сожалению, почти все хозяйствующие субъекты, работающие более одного года, имеют такие «мертвые» долги. Возникают они, как правило, из-за грубого пренебрежения элементарными правилами ведения бизнеса и дисциплины в области документооборота. Причем, это характерно не только для малого бизнеса, но и для среднего и крупного бизнеса. Все понимают, что если долго не ходить к стоматологу, то рано или поздно начнутся проблемы со здоровьем зубов (вплоть до их полной потери). Но почему-то многие считают, что, занимаясь бизнесом, можно пренебрегать аналогичными правилами, но получить при этом «здоровый предпринимательский эффект». Спешу вас огорчить – позиция «Бог даст, прорвемся», в корне неверна! Другое дело, что сроки, когда ваша дебиторка ваш бизнес под собой и похоронит, у всех разные.

Итак, рассмотрим основные, самые распространенные ошибки «бизнесменов», которые приводят к «мертвым долгам» (приведены в порядке распространенности):

  1. Если вы занимаетесь бизнесом, вам необходимо забыть слово «доверие». На любую операцию у вас должна быть соответствующая «бумажка» (договор, накладная, расписка и т. д.), которая в будущем может доказать сам факт возникновения долга. Уговоры, такие как «привезем завтра», «потом обменяемся», «скину по факсу» и пр., не должны оказывать на вас никакого воздействия. До передачи товара (оказания услуги) оформите отношения – заключите договор. Передал товар (оказал услугу) – получите подтверждающий документ (накладная, акт, расписка…). Если вы надеетесь, что кругом много свидетелей и «ну, не может же такого быть, чтобы при всех…», значит, вы давно не были в судах. В судах ваши ссылки на свидетельские показания мало кому интересны. Суды исходят из того, что, по действующему законодательству (в т. ч. и бухгалтерскому), все коммерческие операции должны иметь соответствующее оформление. Нет оформления – нет операции.
  2. Второй по распространенности ошибкой является низкая исполнительская дисциплина по оформлению документов, тех, что описаны в первом случае. Как правило, «кто-то» забыл расписаться, «кто-то» не поставил печать, «кто-то», действуя по доверенности, забыл эту доверенность вам передать. В результате вы имеете не доказательство возникновения долга, а ненадлежащим образом оформленный документ, который не может являться доказательством в суде – т. е. «мертвый долг».
  3. Всем понятно, что если человек занимается бизнесом, то это умный и решительный человек, который что-то знает и умеет лучше других. При этом никто из бизнесменов «не бьет себя в грудь», что он готов делать операции на сердце – т. к. это под силу только профессиональному врачу, который много лет не только учится, но и практикует. Однако бОльшая часть бизнесменов «мастерски» составляют юридические документы, с умилением скачивая их из Интернета и считая, что они, таким образом, экономят деньги. Это не просто легкое заблуждение. Это поголовное убеждение огромного количества людей, особенно тех, кто только начинает заниматься бизнесом и еще не сталкивался с «мертвыми долгами».

Самыми легкими последствиями для них будут ситуации, в которых эти предприниматели выполняют функции банковского сектора социальной направленности. Ведь они раздают деньги на неопределенный срок под ставку рефинансирования (которая в последние годы колеблется около 8 % годовых). В данном случае долг, возможно, вернут года через полтора-два, а все, что будет полагаться «сверх» причитающейся суммы, – это указанная ставка. Получить кредит под такой процент – мечта всех бизнесменов. Если вы предоставляете им такую возможность, почему они от этого должны отказываться?

Для возникновения «мертвых долгов» есть огромное множество причин, но, соблюдая всего лишь три правила, вы на 75 % уменьшите риск их возникновения, и так:

  1. Не верьте. Все операции должны оформляться соответствующими документами. Нет «бумажки» – нет операции.
  2. Жестко соблюдайте правила исполнительской дисциплины по оформлению документов – сроки, полнота, полномочия.
  3. Наймите своего или поручите сторонним юристам ведение ваших дел. Если вы только начинаете работать и финансово не готовы этого сделать в настоящее время, поручите профессионалам хотя бы разработку пакета типовых документов (договоры, соглашения, акты, инструкции и пр.), чаще всего используемых именно вашим предприятием. Вы заплатите один раз, но большую часть своего бизнеса будете вести на основе качественно-проработанных документов, которые смогут защитить ваш бизнес в подавляющем большинстве случаев.

Автор:

Сергей Никитин,

директор

ООО «Юридическая компания «Бизнес-Аналитика»

www.b-a.su

Предложить тему статьи

Также по теме: