Вход на сайт

ИДЕЯльное лидерство: путь от идеи к успеху мимо тирании и манипуляции

Обучение лидерству – основа программ всех бизнес-школ мира: от Лондона до Ижевска. Почему именно лидерство? Казалось бы, внимание управленцев должно быть обращено на более практичные знания: бизнес-планирование, подбор персонала, управление рисками… Почему же лучшие умы всех континентов задумываются над тем, что такое лидерство и как ему учить?

Автор: Алексей Моров, кандидат педагогических и филологических наук, бизнес-тренер, создатель Школы интегрального лидерства COBRAIN

Ответ на эти вопросы прост– современная экономика остро нуждается в способности генерировать и воплощать новые идеи. «Сдержанный» менеджмент, направленный на минимизацию рисков, и следование установленным регламентам оказываются неэффективными в XXI веке – любые практики стремительно устаревают, информация распространяется мгновенно, а главным объектом конкуренции становятся люди с нетривиальным мышлением.

Самым популярным бизнес-понятием стал «стартап», то есть движение от идеи до бизнеса. Идеи становятся основой успеха в любых сферах жизни, а на «кризис идей» не жалуется только ленивый. Новые продукты, новые формы продвижения, вся концепция «голубых океанов» держатся на способности выходить за привычные рамки.

На первом плане сейчас люди, которые, возможно, не обладают выдающимися компетенциями в экономике, менеджменте, маркетинге, но они горят идеями и ведут людей за собой. Лидеры.

При этом далеко не всегда лидер сам является автором идеи. Уверен, что любой из нас неоднократно становился свидетелем ситуации, когда отличная идея оказывалась невостребованной и умирала, потому что автор не обладал достаточной энергией и социальной отвагой, чтобы озвучить свою мысль и преодолеть неизбежное сопротивление окружающей среды. Лидерство – это умение увидеть идею и «подхватить» ее.

Таким образом, основная работа лидера – это общение с авторами идей и потенциальными последователями.

Лидерство как коммуникативная технология применимо в управлении, в продажах, в любых рабочих или повседневных ситуациях – именно поэтому оно настолько востребовано. Современные лидеры – не просто носители таинственного харизматического дара, а мастера воздействия на людей, способные выстроить вокруг идеи деятельность.

Разумеется, двигателями идей и процессов могут быть не только лидеры. Мастерство воздействия можно представить трехглавым драконом: одна голова – тирания, вторая – манипуляция, третья – лидерство.

Каждая голова зубаста и опасна сама по себе, каждая способна бороться за свою идею, но втроем они становятся эпическим чудищем, достойным мифов и статуй. В чем же разница между этими тремя стратегиями воздействия, каковы их сильные и слабые стороны?

Тирания – самое простое воздействие, не учитывающее интересов собеседника и опирающееся на страх. «Делай, как я сказал, а не то…». Эта стратегия древнее человечества, ведь угнетение слабого сильным – естественный процесс в животном мире. Но в человеческом сообществе такой подход работает далеко не всегда: обеспечивая быстрый краткосрочный результат, он может приводить к разрушению сотрудничества в долгосрочной перспективе.

Тиранические руководители быстро теряют ключевых сотрудников и зарабатывают отрицательную репутацию в деловой среде. Тираны неудержимо идут к реализации своих немногих идей, но неизбежное ослабление бренда работодателя приводит к быстрой потере позиций на рынке. Генераторы идей стремятся избегать взаимодействия с тиранами, ищут более демократичную среду, то есть уходят работать к конкурентам. А самое главное – тираническая поддержка какой-либо идеи обязательно бросает тень на саму идею, создает дополнительное сопротивление.

Манипуляторы действуют тоньше, стремятся создать видимость того, что заинтересованы в партнере. Безусловно, манипулятивные техники часто оказываются весьма эффективными, ведь распознать неискренность может далеко не каждый. Кроме того, манипуляторы способны быстро сонастроиться с авторами идеи или потенциальными последователями и добиться эффективного перехода от замысла к деятельности.

И все же компетентный переговорщик способен вычислить манипулятора: обман проявляется в неконтролируемых невербальных сигналах, которые можно расшифровать. Кроме того, набор наиболее распространенных приемов манипуляции сравнительно невелик, и специалисты-коммуникаторы хорошо с ними знакомы. А попав на подготовленного оппонента, манипуляторы зачастую теряются и сами становятся жертвами.

Избыточная манипуляция в процессе поддержки идеи – верный способ очернить и загубить даже самую замечательную мысль. Такое воздействие нужно тщательно дозировать.

Лидерство – это искреннее создание ситуации обоюдного выигрыша, честного обмена, работа с потребностями и мотивами партнера.

Знаменитая «Гарвардская теория переговоров» как раз и является примером реализации подобного лидерского воздействия. Неудивительно, что именно этот подход является сейчас наиболее востребованным в деловой среде. Ведь он объединяет необходимый бизнесу прагматизм с направленностью на построение продуктивных, долгосрочных и взаимовыгодных отношений. Почему же лидерский подход не применяется всеми и везде, почему за каждой перспективной идеей не стоит лидер? В идеале, возможно, это так и должно быть, но лидерство – очень энергозатратное воздействие. Нужно не только устанавливать эмпатический контакт с партнером, но и уметь работать с его мотивами.

Теория интегрального лидерства выделяет пять основных мотивационных векторов, характерных для любых индивидов или социальных групп, что облегчает лидеру поиск идей, а также стратегий их реализации.

Интегральный лидер – не просто профессиональный коммуникатор, но и яркий мотиватор, способный найти эмоциональные и логические аргументы для любой аудитории. О том, как именно осуществлять интегральное лидерское воздействие, мы поговорим в следующей статье.

А пока – найдите своего личного дракона и не забывайте о лидерстве!

Предложить тему статьи

Также по теме: