Вход на сайт

Истории, которые рассказывают люди

В моей практике были случаи, которые я могу назвать «бермудские треугольники». Каким бы многообещающим ни казался кейс, как бы здраво клиент ни аргументировал необходимость изменений в бизнесе, итог был одинаковый – в  процессе совместной работы что-то не шло, что-то неуловимо ускользало, из-за чего мы теряли главное – цель и результат. Систематизируя подобные случаи, я долгое время относила их к «издержкам консалтинга, не поддающимся конструктивному анализу». Но однажды я решила посмотреть на проблемы в своей работе, выйдя за пределы традиционных профессиональных методик.

 

 

 

– Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? – спросил Берлиоз.

– Да, консультантом….

– А-а! Вы историк? – с большим облегчением и уважением спросил Берлиоз.

– Я – историк, - подтвердил ученый и добавил ни к селу, ни к городу:

– Сегодня на Патриарших будет интересная история!

Михаил Булгаков

«Мастер и Маргарита»

В канун Нового года время становится почти осязаемо. Декабрь – традиционный месяц подведения итогов и открытия новых перспектив. Это время, когда наша реальность встречается с нашими желаниями и «хотелками». Мы рассказываем себе удивительную историю о том, каким будет наш завтрашний день.

Чем ближе стрелка часов приближается к полуночи 31 декабря, тем больше сжимается временной лимит настоящего, осознается невозвратность прошлого, и на какое-то мгновение мы ловим за змеиный хвост будущее.  Этот переходный период – время «зависания» между тремя временными фантомами – обостряет базовое стремление человека к безопасности.

Наверное, поэтому в конце календарного года востребованы всякого рода прогнозы и предсказания – от экономических до астрологических – дающие пусть зыбкую, но почву под ногами и успокоение ума. Говоря языком финансового менеджмента, мы хотим минимизировать риски, просчитать личный оптимальный портфель эмоциональных, энергетических, деловых инвестиций. А он не просчитывается! Потому что математические модели интересны только нашей голове, а чувствам, эмоциям и инстинктам до них нет ровно никакого дела.

«Никто никого не может заставить меняться. Каждый из нас охраняет свои врата перемен, которые могут быть открыты только изнутри. Мы не можем открыть врата перемен другого человека ни аргументом, ни эмоциональным призывом».

Мэрилин Фергюсон,

цитата из книги С. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей»

Есть целый ряд профессий, архетипом которых можно считать собирательный образ «советника»: это психологи, тренеры по личностному и профессиональному росту, руководители по развитию, независимые бизнес-консультанты, высококлассные врачи-диагносты. Клиент или пациент обращается к специалисту, когда у него нет собственных ресурсов для решения проблем, и его система не работает.

Если система специалиста шире, чем у клиента, то он будет полезен, если нет – то, увы. Есть вполне стандартизированный набор действий, выполняемый специалистом в начале работы: сбор и анализ объективных данных и информации о клиенте. Можно посмотреть структуру затрат и прибыли, объемы продаж, средние чеки, описать бизнес-процессы или, говоря медицинским языком, собрать анамнез, чтобы посмотреть развитие ситуации в хронологии и провести замеры по принципу «здесь и сейчас» с целью поставить «диагноз» или определить проблему. Далее следует «лечение» или корректировочные меры: тренинги по продажам, маркетинговые исследования, разработка системы лояльности клиентов, выпуск новых продуктов, ребрендинг.

Одобренные логикой, умом, всеми возможными профессиональными сообществами, эти методы могут помочь и помогают: так же, как таблетка в состоянии снизить температуру, унять боль, регулировать давление. Такой подход работает с симптомами, а это значит, что консультант действует по правилам, предложенными системой, которая уже оказалась неработоспособной.

Здесь возникает одна из основных иллюзий консалтинга: специалист думает или говорит, что знает, что нужно клиенту. Однако истинная причина или корневая проблема, которая создает цепочку себе подобных, зачастую скрыта от них обоих. На практике именно связка «реакция на симптомы VS истинная причина», а точнее – их несовпадение, и создает дискоммуникацию. Каждая из сторон – и консультант, и клиент – видит, слышит и делает выводы об абсолютно разных процессах и явлениях. Инструментов для «постижения сути вещей» в арсенале, например, бизнес-консультанта практически нет.

В дежурной шутке о том, что сегодня «хрустальный шар мы оставили дома», было и сожаление о невозможности  волшебства,  дающего  универ-

сальный инструмент для ясного видения ситуации. Но иногда так хочется чуда, особенно под Новый год! Для меня таким чудесным спасением стало знакомство с методом, основанным на применении метафорических карт. В чем его суть? На рассказывании сказок или историй…

Сказка начинается!

Наша жизнь, личные отношения, работа, бизнес – это сказка или история, которую сначала рассказывают нам, а потом мы сами себе и другим. Мы одновременно бываем и режиссерами, и исполнителями главной роли. Все, что  вокруг  нас  происходит – это отражение той истории, которая живет у нас в душе.

Существует сравнительно мало экологичных способов спроектировать то, что внутри нас, на кого-то или что-то снаружи. В отличие от гадательных систем, где гадалка проецирует свой опыт и навязывает свое видение жизни, история метафорических карт – это сон рассказывающего и только его, это его видение, его проекция.

В этом смысле метафорические карты – абсолютно универсальны, применимы во всех сферах жизни и областях деятельности: от психологии до менеджмента, от очень личных вопросов до «расклада» на новый бизнес-проект, от отношений внутри семьи до тестирования сотрудников. В них скрыт таинственный механизм зеркала, когда человек смотрит на объект (карту) снаружи и видит то, что происходит внутри себя.

Вы формулируете актуальную проблему, выбираете карту и начинаете рассказ о том, что видите на ней, как вы к этому относитесь, что на ней, на ваш взгляд, происходит. Одним словом, вы рассказываете свою личную сказку. Парадокс в том, что говоря о внешних явлениях и вещах (сама картинка, сюжет на ней), человек рассказывает о своем внутреннем мире.

Лично для меня мистика карт в том, что, какой бы вопрос я ни задавала, я всегда вытягиваю карту, указывающую на мою самую «больную» точку в данный момент, не отработав которую, я не смогу двигаться дальше. Связь между рассказом и картой напрямую или метафорически показывает на конфликт, истинные ожидания, страх, потребность, причину стресса. И суть помощи консультанта в том, чтобы помочь клиенту увидеть противоположную сторону проблемы, распознать дуальность мира применимо к его случаю.

Если есть вопрос, то будет и ответ, если есть вдох, то существует и выдох, где свет – там и тьма. Эти полярные пары не просто существуют, но и взаимодействуют, давая человеку право выбирать и управлять ими. Вот самый простой пример. Человек говорит: бизнес не ладится, продажи не растут, а хочется увеличить доход и с этой целью, например, открыть новый офис. Это абсолютно рационально и логично. Но изнанка такого желания может быть разной: я боюсь потерять доход, я недостаточно профессионален, я не хочу быть лузером… И эту часть мы упорно отрицаем и вытесняем, но именно она на нас больше всего и влияет: на отрицание, «сокрытие» уходят драгоценные ресурсы энергии, так необходимые для развития личного и профессионального. Отвергая или не принимая события, действия, эмоции, установки с «обратной» стороны проблемы, мы отвергаем и возможность выхода из нее. Поэтому открытие нового офиса вряд ли приведет к тем целям, которые ставились изначально. Изменения снаружи невозможны без изменений внутри.

Мир сказок и историй многогранен. Рассказываем не только мы, но и нам. Разные системы рассказывают свои сказки о том, что счастье, процветание в бизнесе, в личной жизни, возможно только при достижении определенных условий. Если мы их достигнем, то будет счастье, если нет – сами виноваты. Главная же история каждого человека: принятие себя таким, как есть, в настоящий момент времени – я ровно такой, какой нужен для моих задач в этой жизни, не больше и не меньше. Мой бизнес / моя личная жизнь/ мой опыт именно такие, какие мне нужны для моих задач. Счастье, радость, удовольствие – скорее не цель, а побочное состояние того, что я стою на своем пути, слушаю свое тело и следую за душой. Только безоговорочно принимая себя, свою жизнь и ее проявления: бизнес, отношения с другими людьми, финансовые вопросы – мы получаем возможность что-то изменить. И это может стать единственной отправной точкой в жизни, когда я соглашаюсь с тем, что есть во мне.

Если этого согласия нет, и я отрицаю то, кто и что вокруг меня, я теряю саму жизнь. Моя жизнь, моя работа, бизнес переносятся на тот момент, когда я чего-то достигну. Но когда я достигну одного – мне скажут: «Достигни большего». Это отрицание, защита и сопротивление постоянно подпитывается энергией, именно туда направляются силы. Другая крайность – жизнь только тогда хороша, когда радостна. Стремление к позитиву любой ценой вызывает слепоту на плохое, поэтому повышается шанс оказаться в нем.

Возможно, одна из главных способностей – можем ли мы всегда видеть и принимать дуальность: и плохое, и хорошее. Только тогда появляется выбор. Если есть судьба, то есть и свобода. Хотите узнать будущее, посмотрите на сказки прошлого. И в наступающем году рассказывайте только свои сказки!

Благодарю за помощь в подготовке статьи и просто за помощь Алексея Горбушина, старшего преподавателя кафедры «Общая психология», официального представителя методики OH-cards в Удмуртии.

Предложить тему статьи

Также по теме: