Вход на сайт

Надежен ли ваш контрагент?

В настоящее время существует много сервисов и методик, которые помогают руководителю предприятия распознать в потенциальном партнере его лучшие и худшие стороны.

Проверяем документы

Рекомендую вам взять на вооружение Приложение № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ и письмо Минфина РФ от 26.08.2013 г. № 03-02-07/1/35024, которые дают нам понятия и право самостоятельной оценки рисков. Там доступно объясняется, что для того, чтобы обезопасить себя, свой бизнес и не попасть под пристальное внимание проверяющих органов, недостаточно запроса у контрагента выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и документов на право подписи договора. Эта статья о том, как минимизировать риски, возникающие при заключении договора с новым контрагентом.

Среди прочих приказов и распоряжений у вас должен быть издан приказ «О проверке контрагентов на благонадежность», в котором и указываются критерии, по которым любой сотрудник сможет оценить потенциальных партнеров предприятия.

Приказ должен быть разбит на две части. В первой части указывается список документов, которые необходимо запросить у контрагента при заключении договора продажи ТМЦ либо при оказании услуг. Пакет документов может быть разным в зависимости от суммы договора. Во второй части договора указывается список документов, которые необходимо запросить у контрагента при заключении договора покупки ТМЦ либо при получении услуг. Он также может быть разным в зависимости от суммы договора.

Минимальный пакет документов для юридических лиц:

выписка из ЕГРЮЛ, выданная налоговым органом не ранее чем за 30 дней до момента заключения договора;

свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (например, выписка из протокола Совета директоров (учредителей) о назначении директора (генерального директора);

доверенность или иной документ (например, приказ), уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от имени контрагента;

документ (например, паспорт), удостоверяющий личность представителя контрагента, подписывающего договор.

для индивидуальных предпринимателей:

выписка из ЕГРИП, выданная налоговым органом не ранее чем за 30 дней до момента заключения договора;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

нотариально заверенная доверенность, уполномочивающая то или иное лицо подписывать документы от имени контрагента (в случае если предприниматель действует через доверенное лицо);

паспорт индивидуального предпринимателя.

Помимо этих документов вы также можете запросить у контрагента учредительные документы (Устав, Положения), бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, уведомления о постановке на учет в территориальном органе Росстат, справку (письмо) о выполнении аналогичных работ (оказании услуг). Все указанные документы по законодательству не являются коммерческой тайной предприятия.

Используем интернет

В расцвет информационных технологий и развития интернета помимо запроса документов у контрагента можно самим получить о нем первичную информацию на официальных сайтах государственных структур. Вся информация, представленная на этих сервисах, является бесплатной и носит справочный характер.

На официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru в разделе «Электронные услуги» имеется услуга «Проверь себя и контрагента». В этом разделе можно осуществить проверку по следующим критериям:

Сведения о юр.  лицах и ип, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Сообщения юр. лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20 % уставного капитала другого общества, а также иные сообщения, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством РФ.

Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юр. лиц из ЕГРЮЛ.

Юр. лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

На официальном сайте Высшего арбитражного суда, имеется сервис «Картотека арбитражных дел» (располагается по адресу www.kad.arbitr.ru).

Там можно узнать, с кем, когда и по какому поводу судился ваш контрагент.

Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами.

Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке.

Сведения о юр. лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕгрЮЛ, отсутствует.

На официальном сайте Феде-ральной антимонопольной службы, имеется сервис «Реестр недобросовестных поставщиков», располагается по адресу www.fas.gov.ru.

С его помощью можно узнать, вошел ли ваш контрагент в список недобросовестных при исполнении Государственного заказа.

Применение интернет-сервисов для подтверждения добросовестности контрагента законодательно не закреплено. Решения арбитражных судов по вопросу проверки с помощью интернет-сервисов неоднозначны:

1. Возможно принятие факта проверки контрагента через интернет-сервисы налоговой инспекции в качестве реабилитирующего основания (например, постановление ФАС МО от 11.07.2011 № КА-А41/6979-11).

2. Данные интернет-сервисов не являются доказательством достаточности проверки контрагента (например, постановление ФАС МО от 13.12.2011 № А40-21233/2011)

Также помимо государственных сайтов имеется очень много коммерческих интернет-ресурсов, которые за вознаграждение помогут вам получить необходимую информацию.

Личная проверка

Если речь идет о крупной сумме договора, а с контрагентом вы до этого еще не работали, не поленитесь – съездите в его офис.

Приведу пример из личной практики. Организация заключила многомиллионный государственный контракт на поставку товара для «нужд государевых». Это был достаточно специфический товар, назовем его «товар X».

Менеджеры в своих закромах нашли несколько контрагентов, с которыми мы давно и плодотворно сотрудничали, но никто из них не смог поставить товар X. После долгих поисков мне для проверки были представлены пять потенциальных партнеров, которые могут такой товар поставить. Но у одного поставщика цена на товар X была ниже, чем у других, на 35 %. Естественно, этим-то поставщиком и заинтересовались менеджеры и руководство предприятия.

После получения от будущего партнера всех документов руководством предприятия был инициирован выезд в офис и на производство контрагента (в Москву) с целью его проверки. В результате выездной проверки по юридическому и фактическому адресу, указанному контрагентом в документах, увидеть и пообщаться с представителями данной компании не удалось. Оказалось, что фирма была только на бумаге. Помимо официальных документов, организация имеет лишь свой профессионально сделанный интернет-сайт и больше ничего. После нашего визита телефоны, указанные на сайте, потенциальный партнер отключил. А ведь в предварительном договоре значилась 100 % предоплата за товар X, которую мы должны были внести этим мошенникам!

Поездка в Москву обошлась организации в сумму около 10 тыс. рублей, но помогла сберечь более 3 млн. рублей. Таким нехитрым образом удалось защитить организацию от преступных посягательств злоумышленников.

В российском законодательстве понятие должной осмотрительности не закреплено и инструкции по оптимальной проверке контрагента нет. Государственные структуры никак не могут определить свои полномочия в данном вопросе и перекладывают ответственность друг на друга. Компаниям ничего не остается, кроме как самим всеми доступными методами доказывать налоговой инспекции, что ваш контрагент или контрагент вашего контрагента, или контрагент контрагента вашего контрагента – «белые и пушистые». Ведь налоговая инспекция может отказать в возмещении НДС, если контрагент вашего контрагента имеет признаки неблагонадежности. Только комплексный подход к изучению контрагента поможет вам не понести материальных расходов и не стать очередной жертвой мошенников.

Предложить тему статьи