Вход на сайт

Образование через всю жизнь

Успех современного специалиста на рынке труда складывается из двух составляющих: качественного базового образования и потребности постоянно обновлять и дополнять свои знания. В такой ситуации возрастает роль дополнительного профессионального образования (ДПО) – именно оно позволяет реализовать принцип «образование через всю жизнь».

Для общества в целом ДПО отвечает за обновление и обогащение его интеллектуального ресурса, за обеспечение кадрового потенциала и даже за социальную защищенность и реабилитацию граждан. Во всем мире из практики выведена формула: «Устойчивое развитие экономики достигается в условиях, когда трудоспособное население постоянно и непрерывно обучается». Потребности общества в совершенствовании и обновлении знаний постоянно растут, и это требует создания мобильной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Последние годы идут изменения во всей системе профессионального образования – от начального до высшего. Возросло значение ДПО в  системе непрерывного профессионального образования; расширился спектр услуг; формируются новые требования к образовательным технологиям.

ДПО гораздо гибче ориентируется на рынок труда, нежели вузы, дающие классическое базовое высшее образование. Программы ДПО обеспечивают подготовку слушателей по специфическим видам профессиональной деятельности, а зависимость от рынка труда делает эти программы адаптивными, информационно и организационно открытыми, инновационными.

Государство постоянно расширяет перечень требований к минимуму содержания для получения дополнительных квалификаций. В 2000 г. приказ Минобразования России ввел в практику 44 программы профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации, в 2008 г. было обозначено уже 74 программы.

Если взять структуру государственных вузов в Удмуртии, то каждый из них имеет либо факультет, либо институт (как УдГУ) дополнительного профессионального образования, послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки. ИжГТУ и УдГУ предлагают десятки направлений, ИжГСХА делает акцент на экономику, менеджмент и инженерное направление, ИГМА забоится о повышении квалификации и переподготовке медицинских специалистов. Структуру ДПО развивают, в нее вкладываются, ибо таково веление времени.

Особое значение дополнительная подготовка имеет для студентов технических вузов. Ректор ИжГТУ им. М. Т. Калашникова Б. А. Якимович говорит: «Сегодня настоящий инженер, технический специалист, должен, обучаясь в вузе, получить как минимум одну квалификацию рабочего, причем способного работать на  самом современном оборудовании: станках с ЧПУ, на роботизированном комплексе и т. д. И мы занимаем эту нишу, по сути, начального профобразования, но на более высоком уровне. Новый закон об образовании также поставил задачу электронного обучения (или дистанционного, как говорили раньше). Оно станет реальной основой заочного и дополнительного образования, и сейчас мы готовим техническую базу, методическое обеспечение, чтобы освоить эту новую систему».

Закон об образовании рассматривает ДПО стратегически: по экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет около 80 % используемых сегодня технологий устареет, примерно 80 % работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад. При этом объем информации постоянно увеличивается, знания и компетенции совершенствуются, и способность к постоянному обучению становится качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда.

В 2002 – 2009 г.г. доля населения в возрасте 18 – 60 лет, охваченного дополнительным профессиональным образованием, варьировалась в пределах 5 – 6 %. За последние годы этот процент значительно вырос.

Можно схематично разделить задачи ДПО на две: одна, учитывая потребность людей в карьерном росте, решает задачи повышения уровня рынка труда; другая  решает вопрос социальной защищенности населения. В последнем случае государство обеспечивает право граждан на бесплатное профессиональное образование по направлению службы занятости (Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. «О предоставлении в 2010 и 2011 г.г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»).

Для этих целей государство не может задействовать работодателей, и само идет на значительные финансовые вложения в развитие системы ДПО в нужном для общества направлении.

Что же касается первой задачи, то здесь система непрерывного профессионального образования должна осуществляться путем частно-государственного партнерства. Государство должно делегировать работодателям права – и они готовы их принять – на участие в контроле за качеством образовательных услуг, на формирование профессиональных стандартов в соответствии с развитием отраслей экономики, на присвоение профессиональных квалификаций, на разработку и внедрение в корпоративной системе программ обучения, соответствующих потребностям работодателей. ДПО становится полем общей игры работника, работодателя, государства.

Зарубежный опыт

В Австрии нет понятия «дополнительное образование», однако имеется система «образования для взрослых» – она предполагает повышение квалификации, переподготовку. Для обучения взрослых создана разветвленная сеть неуниверситетских высших народных школ. Обучение граждан ведут также частные заведения и публичные библиотеки. Разрабатываются различные программы курсов повышения квалификации на всех уровнях образования и для любого возраста.

В Бельгии Министерство образования реализует проект, предполагающий в рамках профессионального образования обучение безработных граждан старше 40 лет и моложе 25 лет.

В Италии реализуются программы «образование для всех возрастных групп» в основном в рамках среднего образования, но наблюдается и процесс внедрения программ обучения для взрослых в университеты.

В системе образования Дании помимо вузов имеются учреждения продолженного образования, к которым относятся университетские центры, одно- или двухгодичные курсы базовой подготовки и предвузовской ориентации, а также учреждения открытого образования, которые принимают взрослых и работающих людей, желающих поменять или повысить квалификацию.

В Швеции вузы, начиная с 2003 г. проводят оценку предыдущего обучения и опыта абитуриентов, не имеющих достаточной квалификации или документального подтверждения ее получения. Правительство приняло меры по введению новой профессионально ориентированной магистерской программы, чтобы у вузов появилось больше возможностей предоставления дополнительного образования работающим.

В Японии непрерывное образование является частью трудового процесса. В 1990 г. здесь был принят закон «О непрерывном образовании». В целом за неделю служащий японской фирмы может обучаться около 8 часов, в том числе 4 часа – в рабочее время. Такой подход повышает взаимозаменяемость служащих. Результаты непрерывного образования соответствующим образом оцениваются и вознаграждаются.

Вместо послесловия

По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4 – 6 %. Это означает, что около 50 % профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления профессиональных знаний для специалистов с высшим образованием, составляет 28 % общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода.

При подготовке материала использовались данные с сайта www.lexed.ru

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Ирина Рогова, заместитель генерального директора по производству ЗАО «Прикампромпроект», заслуженный строитель УР

– ЗАО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг – от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения – и является генеральным проектировщиком крупных объектов не только в нашей республике, но и в Перми, Самаре, Уфе, Москве, Калининграде, Ленинске (Байконур), Смоленской и Кировской областях, имеет опыт проектирования с участием зарубежных фирм из Югославии, Болгарии, США, Италии, Турции, Польши.

Чтобы идти в ногу со временем и использовать передовые методы работы, нашим сотрудникам жизненно необходимо постоянно обучаться.

Согласно законодательству специалисты нашего профиля через каждые 5 лет должны подтверждать свою квалификацию. Курсы повышения квалификации проходят все без исключения – кто-то в нашем техническом университете, кого-то отправляем на семинары и курсы в Москву и Санкт-Петербург. Однако мы не останавливаемся на обязательных образовательных программах. Отдел научно-технической информации отслеживает все семинары. Если есть интересная тема – мы обязательно посылаем специалистов. В итоге каждый сотрудник «Прикампромпроекта» ежегодно проходит профильное обучение.

Сейчас очень много нового в законодательстве, меняются нормативы, постоянно появляются новые технологии и материалы. Чтобы «держать марку» лучшего проектного института в республике, мы просто обязаны непрерывно учиться.

У нас есть пожелания к ИжГТУ им. М. Т. Калашникова, в котором часто проводят обязательные курсы повышения квалификации – уделять больше внимания практическим моментам и обмену опытом. Очень хочется, чтобы вместе с университетскими теоретиками на курсах присутствовали действующие строители и другие проектировщики. Для нас очень важен обмен опытом, рассмотрение конкретных примеров из жизни. Кроме всего прочего хотелось бы услышать, какие недостатки они видят в нашей проектной документации. Не хватает обратной связи и практики в дополнение теоретического курса.

Из Москвы и Санкт-Петербурга люди с семинаров привозят много полезного. Там встречаются специалисты из разных городов, происходит обмен опытом, общение. Но ведь хочется, чтобы и здесь, в Удмуртии, можно было получить аналогичный практический опыт, узнать пожелания строителей и практиков.

Предложить тему статьи