Вход на сайт

Право голоса

Голос и техника речи, а также умение ими управлять – играют не последнюю роль, как в карьере, так и в бизнесе. Начиная с элементарной способности к выражению своих мыслей и правильному донесению их сути до собеседника и заканчивая умением убедить в своей точке зрения, правильно обосновать свою позицию, заразить, наконец, своей идеей всех слушателей, вызвать симпатию и заручиться поддержкой. Все это под силу такому природному инструменту, как человеческий голос, нужно лишь научиться виртуозно на нем «играть».
Мне часто задают вопрос: «Зачем нужна техника речи?». Одни как бы нарочно пытаясь спровоцировать на длинный спич, типа: «Ну, как же, это наш язык, наша культура, голос и речь – очень сильные характерные черты любого человека…и т. д.», другие еще и интонационно транслируют, мол: «Ерундой занимаешься какой-то, я-то уж точно говорю хорошо…»… В свою очередь я с ослиным упорством продолжаю отвечать: «НИ-ЗА-ЧЕМ!» В особо тяжелых случаях перехожу на личности: «Вам точно ничего не нужно. Потому что, если такой вопрос возникает, все, мои объяснения не помогут. Картавьте дальше!»

Могу привести много историй из практики про то, как человек элементарно научившись говорить, сделал рывок в карьере, стал по-другому ощущать себя в жизни. Но больше всего я люблю пофантазировать на тему: а что было бы, владей тот или иной человек своим голосом, управляй интонациями, имей чуть больший словарный запас.
Вот две типичные ситуации, в которых наверняка оказывались все, а кто-то и неоднократно.

Собеседование 
Собеседование для многих как экзамен. В том смысле, что «знать-то все знаем, но так волнуемся, что ничего не помним…»
«Я знаю, что я классный специалист, я уверен в своих силах и могу потянуть эту работу, я знаю ответы на все ваши вопросы…», – настраиваете вы себя перед собеседованием. И вот ответственный момент настал, вы проходите интервью, но былой уверенности в себе почему-то нет. Мысли путаются, голос дрожит. Вы говорите не то и не так, как видели в своем внутреннем кино… Поздравляю! В очередной раз «экзамен» вы благополучно провалили! 

Что было бы, если…
Если бы, например, в школе вас обучали основам публичных выступлений, фундамент которых, в свою очередь, – занятия своей речью и голосом… Если бы все вдруг поняли, что речь – это наш инструмент, и даже несмотря на развитие технологий, останется нашей главной визитной карточкой… Вот тогда бы начали этот инструмент совершенствовать и пошли бы тренировать умение хорошо разговаривать. 

При обучении технике речи я, например (не знаю, как другие), еще и рассказываю, как с помощью нехитрых речевых упражнений бороться со стрессом. Опять же, научившись красиво звучать и внятно говорить, вам захочется эти умения лишний раз продемонстрировать. Отсюда появится и уверенность в себе, и большая расслабленность по отношению к людям. Нам всем комфортнее общаться с человеком, которого приятно слушать. 
Любой «экзамен» нами был бы успешно пройден!

Презентация
Из недавней практики. Статусное заседание. Один из депутатов предлагает замечательный законопроект, направленный на поддержание наиболее незащищенных слоев населения. Всю свою речь – так сказать, презентацию законопроекта – он читает «по бумажке», точнее с монитора компьютера. И делает он это как-то грустно, как будто отвечает урок, демонстрируя «учителю» (в нашем случае – важной комиссии) свое умение читать. Монотонно, неуверенно, зажато, сквозь зубы и… абсолютно неубедительно!

В процессе дискуссии по поводу законопроекта, которая пыталась разгореться, но так и не разгорелась, мне стало понятно, что, ко всему прочему, у человека просто не хватает словарного запаса, чтобы отстоять свою позицию, убедить оппонентов в своей правоте и привести необходимые аргументы. А жаль… Хороший был законопроект, но его зарубили.

Что было бы, если …
Ага, если бы он чуть-чуть поработал над собой, было бы намного убедительней. Потому что не было бы зажатой челюсти, было бы полноценное дыхание, от которого зависит качество звука, было бы богатство интонаций, которое дают «разогретые» резонаторы. Были бы живые эмоции. Да, да, занятия техникой речи развивают еще и эмоциональную гибкость. В конце концов, даже если бы он нес полный бред, его было бы просто увлекательно слушать! К тому, кого приятно слушать, прислушиваются – информация проверенная. 

А еще было бы другое отношение со стороны коллег – не как к школьнику, отвечающему урок, а как к сильному человеку, достойному оппоненту, способному твердо отстаивать свою позицию. Его предложения не были бы пропущены, как говорится, мимо ушей.
Вывод: Если бы в свое время человек занимался таким «странным» занятием, как постановка речи, то все было бы иначе. А может, еще не поздно?

Предложить тему статьи