Вход на сайт

Успешность профессионального образования – только в партнерстве с работодателем

Интервью с Александром Семеновичем Килиным, заместителем начальника отдела профессионального образования Министерства науки и образования Удмуртской Республики.

 

– В этом году Россия стала полноправным членом Всемирной Торговой Организации, что предполагает интеграцию нашей экономики в процесс развития постиндустриальных стран, в которых и государство, и работодатели, и сами граждане несут солидарную ответственность за образование, где нормой является обучение профессиональным навыкам в течение всей жизни. Наша задача на сегодняшний день – внедрить передовые методы оценки профессиональных компетенций для обеспечения экономики действительно квалифицированными кадрами.

По данным исследования Всемирного Банка внедрение в учебную программу высшего учебного заведения США отдельной новой профессии занимает не более одного месяца. В России подобная процедура с учетом всех согласований длится 96 месяцев – т. е. 8 лет. Это говорит об инертности российской системы профессионального образования. Недавно в своей статье в газете «Аргументы недели» директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина на вопрос, что сейчас не хватает системе профессионального образования, ответила так: «Не хватает отлаженных механизмов в партнерстве с бизнес-сообществом».

Исследования также показывают, что 82,5 % учреждений СПО и 85 % учреждений НПО видят успешность своей деятельности только в партнерстве с работодателем. Вне этого партнерства система профобразования работает крайне неэффективно.

Механизмы такого сотрудничества существовали до 1992 года в виде института базовых предприятий. За каждым учреждением профессионального образования был закреплен какой-либо крупный завод. Предприятия также являлись дополнительным каналом финансирования, объемы которого были зачастую сравнимы с государственными. Но сейчас этого, увы, нет. Как нет и системы закрепления кадров на предприятиях. Работодатели не торопятся вкладывать деньги в образование, не имея гарантий получения молодых кадров. Как вы знаете, таким гарантом ранее являлась обязательная отработка для выпускников.

А потому основная задача образовательных институтов сейчас – выстраивание отношений с работодателями, поиск взаимовыгодных путей сотрудничества. Одним из таких механизмов взаимодействия должна стать добровольная сертификация профессиональных квалификаций выпускников. Другими словами, это механизм внешней независимой оценки качества профессионального образования. Я считаю такое решение абсолютно верным. Ведь тот, кто работу выполняет, не может оценивать ее объективно. Не может образование, которое учит, давать себе объективную оценку. Это прерогатива потребителя наших кадров – работодателя.

Международная практика показывает нам пути решения задачи по объективному оцениванию и контролю качества подготовки профессионалов. Вся инициатива и ответственность здесь может и должна находиться в руках исключительно работодателей как единственно организованного и совершенно независимого потребителя продукции рынка образовательных услуг. Через систему сертификации профессиональных квалификаций так или иначе проходят трудящиеся и Северной Америки, и объединенной Европы. На смену рынку дипломов учебных заведений пришел рынок сертификатов соответствия профессиональным стандартам. И основная цель этих перемен – максимально обеспечить бизнес квалифицированными кадрами.

Система сертификации профессиональных квалификаций на основе профессиональных стандартов является действенным инструментом исправления сложившейся ситуации. Учить должно так, как это нужно производству, экономике, работодателю. Учить должно тем специальностям, которые нужны производству, экономике, работодателю. А так как экономика, производство, технологии в эпоху постиндустриального общества интенсивно совершенствуются и активно генерируют новые знания и информацию, то учить должно в течение всей профессиональной жизни, создавая эффективные условия для постоянного пополнения знаний, приобретения новых умений и совершенствования имеющихся навыков.

В России, начиная с 2009 года, также создается нормативная база для налаживания сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса. 11 декабря 2012 года запланировано второе чтение закона «Об образовании», в котором преду-смотрена статья 98 «Профессиональная общественная аккредитация общественных программ».

В Удмуртии, хотя мы и отстаем от некоторых регионов, но шаги в нужном направлении уже есть. Создан и более года работает АУ УР «Центр кадровой политики, повышения уровня и развития квалификаций».  Его  учредитель – Министерство труда Удмуртской Республики. Задачей Центра является разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов кадровой потребности экономики республики.

Создано АНО «Агентство развития квалификаций Удмуртии», соучредителем которого выступила Удмуртская торгово-промышленная палата. Одной из задач агентства является организация общественно-профессиональной оценки профессиональных образовательных программ учреждений профессионального образования. Основная цель – обеспечить работодателей и образовательные учреждения, государственные органы достоверными результатами о качестве подготовки студентов. В начале ноября были проведены курсы подготовки специалистов для участия в процедурах сертификации. Обучение прошли руководители ресурсных центров учреждений профессионального образования, а также руководители кадровых служб крупных предприятий республики.

Данный состав специалистов начнет процедуру сертификации профессиональных квалификаций, запланированную на конец декабря 2012 года. Для нас важно, чтобы сертификация с самого начала пошла по правильному пути, нельзя снова скатываться на ведомственную оценку. Мы должны сделать так, чтобы эта оценка была реально независимая.

Сертификация пройдет на базе ресурсных центров по четырем специальностям: «Электромонтер по ремонту промышленного оборудования», «Штукатур», «Технология продукции общественного питания» и «Организация обслуживания в общественном питании». Будут созданы независимые комиссии, приглашены эксперты – люди, которые непосредственно владеют профессией (не менее трех человек по каждой специальности), закупаются контрольно-оценочные средства. Для обеспечения объективности оценок эксперты не должны быть знакомы с аттестуемыми ни прямо, ни косвенно. Процедура сертификации будет включать в себя 40-минутную теоретическую часть и трехчасовую практическую работу. Присутствовать на сертификации приглашены представители Министерства труда УР и учреждений профессионального образования.

Сертификация является добровольной процедурой. Сертификат, получаемый аттестуемым после проведения процедуры, должен давать право трудоустройства по профессии независимо от способа получения образования (очное, заочное, дистанционное, самообразование). Надеемся, что пробную сертификацию пройдут примерно 20 человек по каждой из специальностей.

Следующим шагом в организации партнерства бизнеса и учреждений профессионального образования является общественно-профессиональная аккредитации профессиональных образовательных программ. Аккредитация образовательных программ позволит максимально приблизить профессиональные образовательные программы, по которым идет обучение, к требованиям бизнеса.

Все вышеперечисленные меры будут способствовать постепенному улучшению кадровой обеспеченности республиканской экономики. 

Предложить тему статьи

Также по теме: